Литература и здоровье

Для меня связь литературы и самочувствия проявилась еще в детстве, когда в семь лет я лежала в больнице – аппендицит, дурман после наркоза, было больно и страшно, я умирала от жажды – мама подсунула мне Алису в Стране Чудес, и я начала читать. Сначала медленно, подолгу собирая слова в осмысленные предложения, а потом быстрее и легче, а потом и вовсе поняла, что не так уж все и болит и я, пожалуй, переживу еще несколько часов без воды. Дальше были другие болезни, и другие больницы, и стрессы, неврозы, неприятные диагнозы – что бы ни происходило, я читала и наблюдала эффект.

Эффект при этом – не значит польза. Те книги, которые не раз выручали меня, никак не помогали одним моим друзьям и делали хуже другим – это вопрос конкретных текстов, воздействие которых зависит от разных факторов: любви к жанру, начитанности, настроения, впечатлительности и так далее до бесконечности. Но есть и общее, то, что работает для большинства. Содержательно тексты делятся на два вида: в которых говорится о чем-то похожем на ситуацию читателя и те, в которых говорится о чем угодно другом. Первые помогают справиться с одиночеством и непониманием людей вокруг, облечь в слова происходящее, посмотреть на свои обстоятельства со стороны, вторые – отвлекают. Все просто.

Форма работает сложнее.

Я начну с поэзии, потому что не особенно люблю ее в спокойном состоянии, но активно использую в стрессовых. У меня есть шесть постоянных стихотворений. Четыре из них это – Дождь в августе и Посвящение Глебу Горбовскому Бродского, 71 сонет Шекспира и Лукоморье Пушкина. Я читаю их вслух, если одна, и они снимают тахикардию, уменьшают нервозность, помогают расслабить мышцы – потому что невозможно читать стихи, если неровно дышишь, а когда начинаешь дышать ровнее – становится легче. Читать стихи вслух – лучшее дыхательное упражнение из всех, что я пробовала. При чтении дыхание выравнивается само, а при выполнении упражнений нужно сосредоточиться на упражнении, что не всегда возможно.

Если я не могу читать вслух, я прогоняю их в голове, эффект меньше, но все равно заметен. Мозг знает, как реагировать на эти стихи, и он на них реагирует, даже если я просто вспоминаю страницу, на которой одно из них напечатано.

Два других стихотворения – это Синяя птица Буковски и Ворон По. Их я не читаю, они для слушания – при панических атаках, или когда нужно сфокусировать внимание, или перестать наконец рыдать. Причем, в случае с Буковски помогает только конкретная запись – где он читает стихотворение, без дурацкой музыки на фоне, и иногда приходится послушать ее пару-тройку раз подряд, а с Вороном разницы нет – музыка или нет, какой голос, какая скорость, и я никогда даже не дослушиваю его до конца, успокаиваюсь быстрее.

Я регулярно читаю незнакомые стихотворения, потому что с ними невелики шансы случайно дочитаться до худшего состояния, а улучшить его – не всегда, но получается. Для почитать – или приложение Poetry, где можно выбирать стихи по эмоциям/состояниям, или какая-нибудь случайная антология из библиотеки. Для послушать – или ютуб, или Poetry Foundation.

А еще их можно сочинять. Одно из самых популярный мнений о поэзии сводится к тому, что она – про поиск наиболее точных слов, поэтому может отвлечь от раздражителей, но я считаю иначе. Поэзия – это всегда дуэт. Автор и его подсознание или автор и сам язык. Если не мучиться с подбором слов, если выдохнуть и позволить ритму, а не смыслу диктовать выбор – у этого появляется терапевтический эффект, потому что я отстраняюсь, успокаиваюсь, и могу хоть как-то функционировать дальше. У кого-то из этого получаются хорошие стихи, у меня получаются исключительно плохие – но они не для этого, и ждать от них качества не нужно.

Драматургия для меня это переход от поэзии к прозе. Благодаря формату – минимум описаний, максимально живой язык, четкий ритм – пьесы легко читаются. При этом они проще стихов метафорически и, как правило, сложнее сюжетно – я говорю в основном о классике. Античные трагедии, Федра Расина, Гамлет Шекспира, Собака на сене де Веги, непрограммный Островский, что угодно из Уайльда. Из более современных у меня отлично идет та часть театра абсурда, где находится Ионеско, но я никогда не буду читать Беккета или Пинтера, если мне плохо. Отлично работают радиоспектакли – что-нибудь детское и радостное, или классические детективы, где я знаю развязку и не нужно следить за сюжетом, а можно просто прислушиваться к интонациям актеров.

Мой главный помощник – это проза.

Из художественной всегда со мной: Джейн Эйр, Хроники Нарнии без Коня и его мальчика и Последней битвы, любой случайный роман Франсуазы Саган, сборники любого волшебного фольклора любой страны или рассказов золотого века научной фантастики – это либо то, что я читала миллион раз и знаю наизусть, либо то, что не должно вызывать негативную реакцию. Я практически никогда не беру непрочитанные книги, потому что 1. когда я болею, мне проще следить за знакомой историей и персонажами, чем разбираться в новых, 2. эти книги помогали мне раньше, значит, нет никакой причины не помочь снова, 3. я не хочу случайно прочитать что-то, что мне навредит. Так случилось однажды, когда я демонстрировала симптомы психоза, как по списку из учебника, и мне не назначали нейролептики, потому что причина была в другой болезни, и я прочитала рассказ Гаршина Красный цветок. В рассказе пациент психиатрической клиники осознает, что мировое зло – это маки в саду, и пытается их уничтожить. Я знаю, что это хороший, сильный рассказ, он в чем-то автобиографичный – Гаршин страдал от психоза – но я никогда, наверное, не смогу его оценить или хотя бы перечитать, потому что даже мысли о нем вгоняют меня в панику. За те девятнадцать страниц я успела понять и испугаться того, что мне никогда не станет лучше, что я никогда не смогу функционировать, как это делают нормальные, здоровые люди, что мое будущее – это такие клиники, где я буду сходить с ума – и никто не сможет помочь. Урок был болезненный и крайне неприятный, но второй раз я так не ошибалась – я знаю Джейн Эйр наизусть, и я уверена, что она не превратит мою, скажем, депрессию из социально-приемлемой в невыносимую.

Из нехудожественной литературы мои верные друзья это – Нравственные письма к Луцилию Сенеки, Происхождение видов Дарвина, Поэтика Аристотеля и Поэтическое искусство Буало. Стоицизм Сенеки помогает мне собраться и перестать жалеть себя, Дарвина и остальных я открываю в любом месте и читаю по несколько страниц, чтобы отвлечься. Хорошо идут учебники, языковые, потому что есть в грамматике что-то успокоительное, и по предметам, в которых я не сильна настолько, что и бросила попытки разобраться – химия или физика – где можно не следить за смыслом, а просто скользить взглядом по словам – это приятно. Я не читаю книги по саморазвитию, они помогают только если есть силы, когда же их нет – эффект скорее отрицательный. Все получится, говорят авторы, только скорее покидайте зону комфорта – вот только прежде чем ее покинуть, неплохо было бы в ней оказаться. Книги о болезнях я тоже не читаю – те, где все кончается плохо, меня расстраивают, те, где хорошо, – не слишком воодушевляют. Я всегда рада за людей, у которых получилось выкарабкаться, но о моей болезни книг нет, поэтому это мало помогает.

Писать прозу, когда болею, я не могу. Иногда выходит вести дневники, иногда – просто записывать случайные слова, любые части речи, любые языки – если перестать думать, это почти то же, что и писать стихи.

В итоге – если заинтересовала теория, нужно гуглить библиотерапию или лечение словом – статьи, исследования, там будет и о чтении, и о писательских упражнениях. Если заинтересовала практика – нужно хватать книжку и вперед, только советую меньше помнить про славные афоризмы из серии библиотека – это аптека души, и больше об обоюдоострых мечах и палках о двух концах – литература может помочь, но может и навредить, а когда болеешь нужно сначала обращаться к врачу, и только потом – к библиотекарю.

29 комментариев

  1. В начале было Слово…

    Нравится 1 человек

    1. вот кстати — религиозная деятельность именно так ведь и работает, молитвы, чтобы успокоить дыхание, проповеди — чтобы слушать, совместные молитвы — как групповое чтение. чего у церкви не отнять, так того, что множество психологических приемов там появилось раньше, чем о них вообще задумались.

      Нравится 1 человек

      1. У церкви многое чего не отнять)).

        Нравится 1 человек

  2. некто лукас | Ответить

    божечки, какой замечательный пост! спасибо за приложение poetry!
    а почему «хроники нарнии» без «последней битвы»?

    Нравится 1 человек

    1. спасибо!)) сайт у них тоже славный, много чего наковырять можно)
      последнюю битву я не люблю, потому что там льюис окончательно все превратил в христианскую проповедь, и в детстве мне просто не нравилось, а сейчас сложно не нравится — не гуд, когда ненавязчивая моралька превращается в прямую пропаганду.

      Нравится

      1. некто лукас | Ответить

        угу, понимаю. меня особенно ломало от эпизода с гномами неверящими, а вот все апокалиптические штуки наоборот всегда нравились.

        Нравится 1 человек

        1. честно говоря, я уже смутно помню, что там вообще было, но меня добило то, что прежде чем жить долго и счастливо, все умерли — ну что это вообще?)

          Нравится

          1. некто лукас

            ну там типа все в раю, а тупые гномы не верят в рай, поэтому им кажется, что они всё ещё сидят в гнилом сарае.
            «прежде чем жить долго и счастливо, все умерли» меня как пессимиста как раз не смутило)) но я вслед за всем интернетом недоумеваю, за что же так досталось сьюзан — вся семья погибла, да ещё и в рай не взяли, это же трындец.

            Нравится

          2. меня другое смутило)) то есть — волшебная страна через шкаф или картину, это окнорм, а вот ВНЕЗАПНО рай — это уже подозрительно и странно, я в детстве вообще этой темы с раем не догоняла, потому что вокруг никого религиозного не было) бедные гномы)
            и воу, сьюзан не умерла? я почему-то помнила, что ее не взяли, потому что она не верит.

            Нравится

  3. некто лукас | Ответить

    угу, подозрительно. и гномов жалко)
    не взяли из-за неверия, да, но она вроде жива при этом осталась. вот нагуглила: In 1949, when Susan was twenty-one, her entire family (along with her cousin Eustace Scrubb and several family friends) were killed in a train wreck.
    C.S.Lewis had planned to write a book called Susan of Narnia, to reveal what became of Susan after 1949. Unfortunately, Lewis died before he could start writing.

    Нравится

    1. я думаю, что жила она долго и счастливо, а потом умерла и обошлась без рая)

      Нравится

      1. некто лукас | Ответить

        тоже на это надеюсь)

        Нравится

  4. Пост прекрасен! Сама помню, как при высокой температуре, не соображая,что происходит вокруг, увлеченно читала и это очень помогало притупить боль. А «Последняя битва» заставила меня задуматься и не над темой рая, а над тем, где же милая сказка с добрым концом. То есть только Сьюзан проживет настоящую жизнь с проблемами и заботами, познает любовь и разочарование, заведет семью и почувствует себя матерью, задумается над смыслом своей жизни и узнает, что значит после всех невзгод исполнить мечту всей жизни, но все же поймет, что мир не так прост и отнюдь не идеален.

    Нравится 1 человек

    1. спасибо!) насчет сьюзан мне вообще подумалось, что всю концовку можно толковать иначе — кому-то нужен рай, и они его получают, кому-то — реальный мир, и они получают его — то есть награды не по заслугам, а по потребностям, и тогда да, вполне себе хэппи энд выходит. но перечитывать все равно не хочу)

      Нравится

  5. Я в детстве болела (что-то вроде то ли простуды, то ли отравления) и читала Голову профессора Доуэля
    Мне до сих пор становится плохо, если я беру ее в руки!

    Вам книги помогают преодолеть негатив в теле, а я ухитряюсь этот негатив вписать в текст книги, при этом ни капельки не избавившись от него

    В итоге, теперь если я болею — я стараюсь вообще ничего не читать, чтобы не испортить книгу(

    Нравится 2 людей

    1. ну книги не панацея, естественно они не могут помочь каждому с чем угодно) вспомнила кстати, у меня в детстве единственный раз пошла кровь из носа, когда я читала сказку волшебная шубейка, и потом я к ней какое-то время с подозрением относилась, но как-то от безысходности перечитала — кровь не пошла, но и сказка не понравилась))

      Нравится

      1. ха))) вообще, наверное, автору книги было бы обидно такое услышать))

        Нравится

  6. А я никогда не читал художественной литературы и не собираюсь читать. Она не несёт в себе информационной нагрузки которая позволяет самому делать выводы о чём то.

    Нравится

    1. если вы школу уже окончили, то никто и принуждать не будет)

      Нравится

      1. К сожалению «принуждают», косвенно конечно но… Любой опрос на ютубе гляньте, тест на уровень образования. В каждом будет пара тройка вопросов о литературе: назовите три произведения Пушкина или какой сюжет в Евгении Онегине и т.п. А потом говорят воон какой у нас народ глупый. Меня, как абсолютно «не читающего» человека это бесит.

        Нравится

        1. тут только встать и смириться, по-моему. бесит — не участвуйте, или прочитайте десяток статей в википедии, или стопку нужных книг, или разберитесь, в чем причина эмоции, и перестаньте беситься)

          Нравится

  7. Очень интересный пост, спасибо! Нечто схожее испытывала с детстве))

    Нравится 1 человек

    1. не за что) а сейчас нет?

      Нравится

      1. Сейчас уже настолько привыкла постоянно что-то читать, хотя бы парк глав перед сном, сто просто не представляю, как живут «нечитающие» люди))))

        Нравится 1 человек

  8. Книги — это хорошо, когда они человеку подходят, «строить и жить помогают» 🙂
    Но я согласна с diana_saratov, что можно запросто в плохом состоянии книжку с ним «связать» физиологически навеки )))
    Во время токсикоза прочла пару книг (одну не помню даже какую, что-то из классики американской фантастики). А второму не повезло Максу Фраю с «Мой Рагнарёк». И всё, на этом моё знакомство с серией закончилось. Прошло 14 лет, а я даже на обложки могу смотреть с трудом ))))

    Нравится 1 человек

    1. если это будет работать — я что угодно привяжу к плохому состоянию, даже если оно мне очень нравиться будет)))

      Нравится 1 человек

      1. А мне жалко, что потом книжку уже нельзя читать 🙂 А то и целого автора )))

        Нравится 1 человек

        1. я думаю, это решаемо — можно и самой попробовать, и к психологу сходить) ну или другую книжку взять и все))

          Нравится 1 человек

          1. Ну, это уж такие сложности разводить:) Книжка-то плохо не повлияла. Просто накрепко связалась с физиологическим состоянием. Это через годы вполне преодолимо, я думаю, просто есть множество других книг и другие дела )))
            Я-то, собственно, хотела сказать об интересном явлении, что вот так тоже бывает. А, например, у мнея такая же примерно реакция несколько лет была на первый снег, он тоже «неудачно» выпал, когда мня сильно «токсикозило». Ну, немножко организм вспоминал, но это всё не критично.
            К психологам по многим другим поводам можно сходить, но тоже как-то пока не тянет — то денег нет лишних, то некогда ;)))))))))))

            Нравится

Добавить комментарий

